Сегодня искусство художественного вырезания – очень популярный вид современного народного художественного творчества. Буквально в последнее десятилетие восприятие этого старинного вида декоративно-прикладного искусства очень быстро трансформировалось от рассмотрения его как архаики в очень современное популярное явление, на новом уровне вовлеченное в современные культурные процессы. Заметно изменился при этом и характер изделий: от достаточно простых, скромных в художественном отношении работ – к искусным высоко художественным декоративным произведениям станкового характера.

Современные авторские и дизайнерские направления ещё называют бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием, прорезными изображениями. Это новейшие работы в технике художественного вырезания из бумаги, которые не содержат традиционной народной символики и симметрии. Сегодня это активно развивающаяся довольно обширная область дизайна, где мы видим:

—      в архитектуре – бумажные макеты известных зданий и 3D скульптуры из бумаги,

—      в мире моды – бумажные платья и стильные бумажные парики,

—      в изобразительном искусстве – коллажи из вырезанок и аппликации в стиле фан-арта.

Исторически же в разных странах сложились следующие разновидности этого направления:

  • Цзяньчжи – китайское искусство вырезания бумажных узоров и изображений. Пока в древности бумага стоила дорого, этим искусством занимались лишь в императорских дворцах и домах знати. Широкое распространение среди простого народа в Китае вырезание из бумаги получило в XIII-XVII вв., став одним из видов традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Встречаются настолько искусные древние и современные работы, что их сложнейшие композиции напоминают рисунок пером. Цзяньчжи было недавно признано ЮНЕСКО в числе других мировым культурным наследием китайской цивилизации.
  • Вырезки – вид древнеславянского декоративно-прикладного искусства. Ажурно вырезанное изделие из бумаги в странах Восточной Европы называлось:

—      на Украине – «вытынанка» (пишется «витинанка»);

—      в Литве – «карпиняй» (пишется popieriaus karpiniai);

—      в Белоруссии и Польше – «выцинанка» (бел. выцiнанка, польск. wycinanka), а также «выклеянка» (в этих странах часты разноцветные и многослойные работы, для которых склеивали несколько вырезок) или «выбиванка» (белорусские мастера специальную плоскую отвертку ставили на узор и, легонько постукивая по ней молотком, выбивали изображение);

—      в Словакии – выстрыганка;

—      в России – «вырезка», «вырезанка», «выстриганка» или «выстреганка».

Сейчас часто любые вырезанки ошибочно называют вытынанками, однако, не все работы, выполненные в технике художественного вырезания, являются таковыми. Отличительные черты вытынанок – это:

—      симметричность (самые известные нам вытынанки – снежинки),

—      немногоцветность (кроме фона обычно используются 1-2, реже 3 цвета бумаги),

—      частое наличие национальной народной символики.

  • Рейзеле (в переводе с идиш – розочка) – бумажное кружево еврейских общин разных стран и самая старая в Западной Европе традиция художественного вырезания. Традиционно рейзеле создавали, главным образом, мужчины и юноши – учащиеся ешив (высших религиозных учебных заведений): часто работа над прорезной картиной в перерываx между изучением священных книг была одновременно и способом размышления над содержанием сакральных текстов. Основными особенностями еврейских рейзеле являются: 1) глубокая символичность деталей композиции, в которой события священной истории (главным образом, Торы) переплетаются с реалиями местной повседневной жизни, 2) часто встречающаяся вертикальная симметрия вырезанных изображений и 3) неповторяемость некоторых мотивов рейзеле (шавуослех и рейзелех) ни в каких других техниках и видах еврейского декоративно-прикладного изобразительного искусства.
  • Силуэтное вырезание уходит корнями в первобытнообщинный строй, а по Западной Европе распространяется в среде знати с XVIII века. Для этой разновидности художественного вырезания характерно 1) черное изображение на белом фоне и 2) отсутствие прорезных частей. Во Франции подобные узоры из бумаги стали называть словом «силуэт», образовавшимся от фамилии Этьена де Силуэта, известного своей скупостью, после следующего события: на этого королевского министра финансов однажды была сделана «скупая» карикатура в виде одного только теневого профиля. Портреты в технике «силуэт» стали украшать дома знатных людей, а картинки – альбомы. Сюжеты силуэтов – изображения людей (чаще всего – профили), бытовые сценки, пейзажи. Самые известные люди, увлекавшиеся этим видом творчества, – сказочник Ганс Христиан Андерсен, художники Илья Репин и Анри Матисс.
  • Киригами – появившееся в 1980 году японское направление изготовления открыток-раскладушек, трехмерных архитектурных моделей, геометрических узоров, объёмных фигурок, различных повседневных объектов и др. с помощью надрезания ножницами и складывания одного листа бумаги или тонкого картона.

И в древности, и теперь существует два метода вырезания из бумаги: ножницами (ранее для этого использовали и большие ножницы для стрижки овец, и портновские ножницы, и маникюрные) и ножом (специальным резцом).

Узоры в художественном вырезании подразделяются на:

  • геометрические,
  • растительные,
  • зооморфные и
  • символические.

По технологическим и художественным особенностям бумажные вырезанки делятся на:

  • ажурные – с прорезями;
  • силуэтные – без прорезей;
  • одинарные– изготавливаемые из одного листа бумаги;
  • сложные– из нескольких листов бумаги, часто многоцветные, которые, в свою очередь, в зависимости от техники изготовления и способа подачи изображения могут быть:

составными (отдельные элементы изображений таких крупномасштабных композиций составлены рядом друг с другом, гармонично сочетаясь между собой в единое целое) и

— накладными (наложенными снизу вверх один на другой).