батик

В нашем интернет-магазине предлагаются Вашему вниманию авторские изделия ручной работы в технике батик. Искусство росписи ткани пришло к нам из Юго-Восточной (Индонезия) и Южной Азии (Индия). Само слово «батик» в индонезийском языке образовалось из двух составляющих «ba» –хлопчатобумажная ткань и «tik» – «точка» или «капля», капля горячего воска. Батик – это ручная роспись ткани с использованием специальных резервирующих составов. Резервы препятствуют растеканию красок вне необходимых художнику контуров и дополнительно несут графическую нагрузку. В зависимости от использования резервов существует несколько видов батика.

  • Горячий (многослойный) батик – самая древняя и самая сложная техника. Воск (парафин, стеарин, их смеси) разогревают на огне или водяной бане и заливают в специальное приспособление – чантинг, мастер-батикист обводит контуры рисунка носиком этого инструмента, откуда воск в жидком виде вытекает на ткань. Краска не впитывается в полотно там, куда нанесён воск. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных мест ткани даёт потрясающий эффект форм и красок. Изысканность изделию придаёт и специальный эффект «кракелюр» («кракле»). После окончания работы воск с ткани удаляется проглаживанием полотна горячим утюгом через несколько слоев бумаги.
  • Холодный (европейский) батик – более простой способ, появившийся с развитием химической промышленности. Здесь используются различные резервы и контуры: цветные и бесцветные; смывающиеся и не смывающиеся; матовые, перламутровые и «металлик»; густые на резиновой, каучуковой основе, и жидкие – на бензиновой или водной основе; одни ограничивают растекание красок, другие применяются только для декорирования изделия. Резервы и контуры выпускаются заводами как в тюбиках с удлинёнными тонкими конусами-носиками, из которых просто выдавливаются на ткань, так и в обычных баночках, и тогда наносятся на ткань при помощи специальных стеклянных трубочек.
  • Свободная роспись в батике напоминает акварельную живопись по-сырому и является сложным способом росписи ткани, так как требует от мастера-батикиста свободного обращения с специальными красками и тканью, знания законов цветоведения, композиции и перспективы, умения писать кистью без предварительного рисунка. Но эта техника получила большое распространение, поскольку именно здесь полностью проявляется своеобразие творческого почерка каждого художника, а произведения приобретают индивидуальную неповторимость, свойственную ручному труду.
  • Двойной (двуслойный) батик смотрится очень красиво. Первый – верхний, передний – слой картины или панно делают на прозрачных тканях (шифон, оргaнза, сетка), чтобы через него просвечивался второй – нижний, задний – слой, который рисуют на непрозрачных, плотных материалах. На верхнем слое картины прописываются элементы переднего плана, а на втором слое прорисовывают композиционный фон – элементы заднего плана. После того, как оба слоя готовы, их совмещают вместе, оставляя между ними небольшое расстояние – 0,5-1,5 см. При этом изделие получает дополнительные объем и пространство и выглядит очень реалистично.
  • Штампы – это старинная азиатская техника батика: на ткани воспроизводятся повторяющиеся элементы растительного или геометрического характера. Сегодня можно воспользоваться покупными штампами, а можно в домашних условиях их изготовить самим из подручных материалов: вырезать из картона, овощей и фруктов; зафиксировать на каком-либо основании обрезок верёвки, веточку, листик дерева…

Шелкография как разновидность трафаретной печати при помощи специальной сетки не является техникой батика, как многие ошибочно полагают из-за фонетического сходства с древним натуральным материалом – шёлком – традиционно используемым в рассматриваемом нами виде декоративно-прикладного искусства.

  • Сибори (складной батик) – метод окрашивания ткани с помощью заматывания, складывания, сжатия или прошивания. Можно использовать эти 4 метода по отдельности, а можно комбинировать их друг с другом. Строго говоря, сибори как разновидность тай-дай не относится к батику, так как это другой вариант резервирующего окрашивания, но, тем не менее, эта имеющая японские корни техника в последнее время причисляется к батику.
  • Узелковый батик (бандан) также является разновидностью тай-дай, но уже в индийском варианте, и тоже в последние десятилетия ассоциируется с батиком. Попросту говоря, в данном случае ткань по схеме узора перевязывают маленькими (или не очень) узелками, крепко обвязывая их нитками. При окрашивании полотна узелки можно оставить того цвета, какого была ткань, а можно перекрасить. После высушивания изделия перевязочные нити удаляют.

Краски для батика по способу закрепления делятся на две группы: термозакрепляемые (работу проглаживают утюгом) и парозакрепляемые (изделия запаривают в большой ёмкости или в специальном боксе). Мы работаем только с натуральными тканями и профессиональными красителями.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­